Комедия "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" (Fear and Loathing in Las-Vegas)
Режиссер - Терри Гиллиам. В ролях - Джонни Депп и Бенисио Дель Торо. США. 1998.
Америка. Семидесятые годы. Два мужика едут на кабриолете в Лас-Вегас (мы помним, что это город развлечений, который был построен в самом сердце американской невадской глубинки, пардон, пустыньки). Один из них, насколько я понял, спортивный обозреватель Рауль Дюк (Джонни Депп), который вроде как едет освещать мотоциклетные гонки в пустыне. Второй – его адвокат, или нечто вроде этого, по имени доктор Гонзо (Бенисио Дель Торо). Впрочем, мотоциклетные гонки для Дюка быстро оканчиваются, потому что пыль от мотоциклов набивается в стакан с пивом, и после этого о журналистской принадлежности Дюка в течение всего фильма напоминает только здоровенная пишущая машинка, которую он с большим упорством таскает с собой.
Так что же происходит с героями фильма, если гонки оканчиваются, так и не успев начаться? В общем, ничего особенного. Просто на протяжении всего фильма Дюк с доктором Гонзо непрерывно ширяются, приколачивают пятки, вмазывают, курят, нюхают, колятся, принимают перорально и перанусно, вдыхают, капают в глаза, глотают, слизывают, вводят, занюхивают и закидиваются всевозможными видами наркотиков, которые только можно придумать.
И их от всего этого, разумеется, плющит, колбасит, долбит, глючит, размазывает, дуркует, сопливит, гундосит, разносит, раскардашивает, сгибает, выворачивает, тошнит, веселит, кучевряжит, поташнивает, крутит и перекувыркивает со страшной силой. В принципе, в этом и состоит сюжет фильма: мужики постоянно находятся в состоянии наркотической эйфории, а зрителям показывают Лас-Вегас и отели, где они останавливаются, как бы через призму их офигевшего сознания.
В общем, смотрится это все довольно забавно. Вполне вероятно, что тех, кто на себе имел удовольствие испробовать некоторые виды наркотиков, этот фильм весьма порадует. В том смысле, что они смогут сравнить ощущения. Я же никогда не был специалистом в этой области, поэтому поначалу не был в восторге от этого фильма и даже несколько раз его выключал. Но до конца все-таки досмотрел (в три приема), и не могу сказать, что сильно пожалел о потраченном времени.
Режиссеру особенно удались виды номеров в отеле, где главные герои устраивают наркоманские оргии по несколько дней подряд. Некоторые пейзажи разгромленных номеров – просто-таки Тарковский, только показываются эти апокалиптические результаты развлечений двух наркоманов не так долго и вдумчиво, как у Тарковского.
Фильм, вообще говоря, довольно неровный. Некоторые сцены откровенно скучны или подражательны, но есть ряд эпизодов, после которых уже точно не будешь жалеть, что посмотрел этот фильм. Это сцена катания героев на карусели в одном из заведений Лас Вегаса, а так же сцена, когда доктор Гонзо укушивается наркотиками до умопомрачения и, сидя в ванной, пытается слушать магнитофон, опустив его к себе в воду.
В общем, это можно даже считать комедией, хотя после просмотра некоторых эпизодов не всегда понятно что лучше сделать – прийти в ужас или посмеяться. Потому что полный разнос Дюка и доктора Гонзо выглядит достаточно натурально.
В конце фильма режиссер даже попытался приплести какую-то мораль с помощью нескольких пафосных фраз, которые произносит Дюк, но я вас уверяю, что никакой моралью и глубоким потаенным смыслом там и не пахнет. Просто мужики ширяются, а их колбасит. Вот и все дела. Вот и вся мораль.
Этот фильм нельзя назвать ни философским, ни познавательным. Скорее всего, его действительно надо рассматривать как несколько сюрреалистическую комедию. Вероятно, перед его просмотром надо курнуть косячок или просто принять грамм 500-800 алкоголесодержащего напитка, чтобы, так сказать, быстрее въехать в тему. Но я этого сделать не догадался. Вы же – решайте сами для себя.